Previous Entry Поделиться Next Entry
"Левиафан"
cat-eye
marsian_cat
А мне понравился «Левиафан». На мой взгляд, это очень правдивое кино. И понятно, почему многие воспринимают его чернушным: потому, что правда глаза колет и всегда приятнее в восприятии других (особенно иностранных зрителей и кинокритиков) выглядеть достойным и приличным.
Вспомнились слова одного из героев Бернарда Шоу: «Меня с детства учили быть приличным. Я не возражаю против того, чтобы женщины красили волосы, а мужчины пили, – это в человеческой натуре. Но совсем не в человеческой натуре рассказывать об этом направо и налево. <…> Как можно сохранять хоть какое-нибудь уважение к себе, если мы не стараемся показать, что мы лучше, чем на самом деле».
Но всё же иногда необходимо говорить правду – хотя бы самим себе.
Никто не утверждает, что вся Россия такая, как показано в фильме Звягинцева. Но и такая тоже – надо это признать. Ну и что, пусть иностранные критики делают обобщения – у кого чего болит. Нам-то об этом ли беспокоиться?
Некоторые пишут, что Левиафан в этом фильме – это машина власти, которая сметает всё на своем пути, подминает под себя жизнь простого человека. Но для меня в этом фильме Левиафан – это, действительно, всем сынам гордости царь, как это написано в Библии в Книге Иова. Гордость, гордыня – это ли не болезнь современного человека, которая порождает все остальные беды? Каждый из героев фильма поражен этой болезнью, общество гордецов – и есть царство Левиафана, жители которого являются рабами страшного чудища, а в общем-то – рабами самих себя.
Кто вдруг осознаёт это – не выдерживает и предпочитает собственноручно прекратить жить, как это сделала жена главного героя.
Как излечиться от гордыни, как перестать быть рабами Левиафана – в фильме прямого ответа нет.
Наверное, каждый должен попытаться найти его сам.
Для меня ответ в том, чтобы попытаться изгнать из своей жизни Левиафана, и перестать предавать Господа. Правда в том, что не Господь оставляет нас, а мы оставляем его. И символ этого в фильме – рукотворно разрушенная церковь, на полуразрушенном своде которой главный герой видит вместо лика Христа лишь зияющую дыру. И как подтверждение совершенного предательства – сохранившаяся фреска об истории усекновения главы Иоанна Предтечи. Если вспомнить этот библейский сюжет – так ли уж он мифологичен и не современен? Предательство – лейтмотив всего фильма. Каждый герой в этом фильме предает.
Спасение в поиске Господа (да, как у Чехова: «Человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...»), жизненно необходимо найти ему место, прежде всего, в своем сердце. Почувствовать присутствие Божие в своей жизни, внутри себя, не гнаться за внешними проявлениями благочестия – тогда и вовне он проявится. Мне кажется, что конец фильма как раз об этом: во время службы в новом храме маленький мальчик, сын мэра, после слов отца о том, что «Это наш Господь и он всё видит» поднимает кверху свой взгляд и видит пустоту, не расписанный белый свод. И после - показывают посерьезневшее лицо мальчика, чистое детское сердце которого не увидело отражения Слова в реальности. Остается верить, что это не начало предательства, а начало поиска Истины… Дай Бог нам всем этого.
Вот такие мысли родились у меня после этого фильма.
Недостатком фильма Звягинцева, как мне кажется, является то, что он построен от ума, рассудочно, а не от сердца к сердцу. Поэтому и восприятие его у разных людей такое не однозначное.
Метки:

?

Log in