Previous Entry Поделиться Next Entry
Музыка. Жизнь.
cat-eye
marsian_cat
«Спасение искусства заключено в ВЕРЕ В ЧУДО ВОСКРЕСЕНИЯ,
т.е. в идее, лежащей вне самой музыки, ибо новая музыка мертва
не только сама по себе, мертва – идея, её рождающая».
Г.В. Свиридов, Великий русский композитор.

Вчера я была на первом Великопостном концерте в Большом зале Филармонии. Приурочен он был к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова. Исполняли музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» и «Поэму памяти Сергея Есенина». Хором и симфоническим оркестром Капеллы дирижировал В. Чернушенко.

На сегодняшний день для меня произведения Свиридова - это как глоток чистого воздуха. Без примесей современного, зачастую искаженного болезнями нынешнего века, человека. Только подлинные эмоции, мысли, именно - вера в чудо Воскресения - и какое это счастье: соприкоснуться с этим Светом! Несколько раз за вчерашний вечер я еле сдерживала слёзы - настолько остро, честно и пронзительно звучали его произведения. Особенно меня впечатлила «Поэма памяти Сергея Есенина» - союз подлинной музыки и подлинного слова. На мой взгляд, этот жанр родственен драматическому театру. Театральный режиссер, пропустив через себя литературное произведение, осмыслив его и прочувствовав, рождает высказывание, которым ему хочется поделиться посредством сценического воплощения. И здесь процесс похожий: композитор, отталкиваясь от поэзии, пишет музыку, которая родилась в нем от соприкосновения с творчеством поэта. Мне кажется, в этом взаимодействии и происходит проверка на соответствие, которая показывает, имеет ли право на существование такой союз или нет: однонаправлено ли высказывание композитора высказыванию поэта (если в театре: высказывание режиссера – высказыванию драматурга, писателя). И тут результат схож с законами математики, физики (как гармоничен мир!) – однонаправленные векторы, силы дают еще более мощный результат, а разнонаправленные – несут разрушение.

Мне кажется, это в полной мере раскрывают слова Георгия Свиридова:
«Художник призван, по мере своих сил, служить раскрытию Истины мира. В синтезе Музыки и Слова может быть заключена эта Истина. На своих волнах Музыка несет Слово и раскрывает его сокровенный смысл. Слово же несет в себе мысль о мире, оно и предназначено для выражения мысли. Музыка же несет чувство, ощущение, душу этого мира. Вместе они образуют Истину мира».

И вчера, на концерте, я это в полной мере прочувствовала: ощущение подлинности, Истины - от однонаправленного действия музыки и слова.

К сожалению, в современном театре я это практически перестала ощущать. И поэтому я понимаю, что мне совсем не хочется современного драматического театра. Увы, всё чаще и чаще векторы высказывания режиссеров направлены противоположно высказыванию автора пьесы. Режиссеры ищут непременно что-то новое: новых людей, новые смыслы. Но ведь Истина не бывает старой или новой: она либо есть, либо её нет. Либо ты со своим «новым» идешь ей навстречу, либо уходишь от неё.

  • 1
Замечательно!
<<Режиссеры ищут непременно что-то новое: новых людей, новые смыслы... - Мне кажется, что гонка за новой оберткой(прочтением) именно и потому оборачивается отсутствием внутреннего содержания. Истина ставится на не первое место и тогда с первых минут веет пустотой.


  • 1
?

Log in